Синтетическое тестирование играет определяющее значение

29 НОЯБРЯ, 2021481
Как в Нижнем Новгороде разрабатывают электронику для мирового автопрома

Многие думают, что российский автопром безнадежно отстал от мирового и все технологии мы вынуждены закупать на Западе. Однако это совершенно не так: оказывается, у нас, в Нижнем Новгороде, разрабатывается бортовая электроника для крупнейших мировых автогигантов.

Делают ее потом, конечно, как и всё вокруг, в странах Юго-Восточной Азии, однако у нас происходит самое главное: разработка.

О ней подробнее:

Занимается этим направлением принадлежащая Samsung компания Harman, которая известна массовому потребителю в первую очередь как производитель аудиоаппаратуры harman/kardon и JBL, однако ее основной бизнес — это b2b вообще и автомобильные компоненты в частности.

История нижегородского центра разработок ведет свое начало с ранних 1990-х: в 1991 году на базе Нижегородского института технологии и организации производства (НИИТОП) была образована компания «ТЭЛМА» (Технология, Электроника, Маркетинг). Коллектив, перешедший из института, уже имел международные связи и совместные проекты с чехами, венграми, итальянцами и т.п. А в те годы активно развивалось взаимодействие с США: во время одной из поездок за океан представители «ТЭЛМА» познакомились с менеджментом Motorola, который потом приехал в Нижний Новгород лично убедиться в богатстве научно-технического потенциала специалистов компании.

В итоге в 1992 году это вылилось в первый контракт на доработку ПО для пейджера Motorola Advisor — с целью добавления кириллицы для российского рынка; впоследствии «ТЭЛМА» много лет разрабатывала ПО для большого количества моделей пейджеров и телефонов — вплоть до RAZR; при входе в офис есть даже впечатляющий музей телефонов.

В 2006 году «ТЭЛМА» была куплена шведской группой Teleca, потом Teleca превратилась в Symphony Teleca, а в 2015 году стала частью Harman — дивизионом HARMAN Connected Services, а с 2017 года Harman принадлежит Samsung и был приобретен в первую очередь ради автомобильных разработок. Но что самое интересное – костяк сотрудников, еще 30 лет назад перешедших из передового советского НИИ, сохранился: большинство из них по-прежнему работают в компании и занимаются менторством и руководством. Естественно, с тех пор штат разработчиков увеличился в несколько раз; средний возраст сотрудников составляет 35 лет.

Что же именно разрабатывают в Нижнем Новгороде?

Сейчас идет создание системы контроля психоэмоционального состояния водителя с использованием последних достижений нейрофизиологии. Смысл в том, чтобы бортовой компьютер понимал, насколько водитель в состоянии вообще вести машину. Используется множество камер, которые анализируют, например, насколько водитель внимателен, отвлекается ли он, насколько он возбужден (вплоть до анализа цвета лица!) — тут же контролируется пульс и даже изменения позы (в спинке кресла стоит 60-гигагерцовый радар) и т.п.

Все это «скармливается» нейросети для обучения, а испытания проводятся на реальных людях: часть из них ездят за рулем специально оборудованного автомобиля, а другие выполняют задания на тренажере-симуляторе, где им на голову надевают «шапочку» с датчиками, считывающими мозговые импульсы. Когда нейросеть будет полностью обучена, она сможет по неполным данным (не будет же водитель реального автомобиля надевать перед поездкой пульсометр и датчики) анализировать способность водителя вести машину.

В базовом варианте это нужно для качественной реализации системы контроля засыпания, которая обязательна для установки во все автомобили, продаваемые в Европе, с 2023 года. В более продвинутом для беспилотных автомобилей система сможет принимать решения, можно ли передавать водителю управление в экстренной ситуации или нет.

Также в Нижнем Новгороде разрабатывают пользовательские интерфейсы для автомобилей — например, виртуальные приборные панели, которые дешевле и надежнее привычных стрелочных приборов. Такая панель представляет собой небольшой компьютер на операционной системе реального времени и интерфейсом, написанным на Qt. Сейчас идет работа над интеграцией с Android-планшетами: в машине можно будет не иметь встроенного большого сенсорного дисплея для управления всеми системами, а брать с собой свой планшет. Особенно удобно такое в каршеринге, где у вас все приложения и контент будут с собой, или для пассажиров, которые смогут управлять климатом, прокладкой маршрутов и т.п., не отвлекая водителя.

Разработана также дешевая (менее 100 долл) массовая встраиваемая система на чипе MediaTek — здесь приборная панель и система развлечений работают через гипервизор и каждая считает, что монопольно владеет всеми аппаратными ресурсами. Создана система помощи водителю: например, в ней поверх изображения с внешней камеры на экране отображаются номера домов – а в скором будущем появится интеграция с проекционным экраном, то есть, картинку будет видно прямо на лобовом стекле. Она же распознает животных, пешеходов, велосипедистов и т.п. — и «подсвечивает» их на дисплее (а в будущем, соответственно, прямо на лобовом стекле).

Новые технологии ждут нас и в навигации — например, уже готова гибридная маршрутизация, строящая автомобильные маршруты таким образом, чтобы вам нужно было пройти недостающее количество шагов, которое берется из приложения Samsung Health.

Впрочем, в нижегородском Harman разрабатывают и другие решения. Например, eNova — платформа для создания голосовых помощников. Не тех, что устанавливаются на смартфоны (хотя и на смартфоны тоже можно установить) — а встраиваемые решения с глубокой степенью кастомизации. Фактически это голосовые «движки», которые легко адаптировать к управлению хоть промышленной кофемашиной, хоть банкоматом, хоть лифтом — причем адаптировать не просто под команды, а под специфические слова, специфические окружающие шумы и т.п.

А для потребительского рынка в Нижнем Новгороде разработана система эмуляции объемного окружающего звука Quantum Engine, которая используется в некоторых наушниках JBL. Это примерно как Dolby Atmos: программное внесение искажений звук для эмуляции искажений, вносимых ушными раковинами и позволяющих нашему мозгу определять местоположение источника звука. Только у Dolby технология предназначена для «сферических ушей в вакууме», усредненных — и поэтому обмануть мозг не всегда удается. А с наушниками, поддерживающими Quantum Engine, в комплекте идет микрофон, который вставляется в ухо и позволяет откалибровать систему под себя.

В ближайшее время мы протестируем такие наушники, так что следите за публикациями.

Илья Шатилин

Проверь скорость своего смартфона/компьютера и выбери себе лучшего оператора